Сервисная статистика свидетельствует, что в зимний период количество дорожно-транспортных происшествий значительно увеличивается. При этом скрытые повреждения, полученные при ДТП, выявить удается далеко не сразу. К счастью, в большинстве своем после аварии страдает лишь «железо», да и то не всегда серьезно, что позволяет повести ремонт кузова автомобиля с малыми затратами. И, хотя ответственность любого водителя сегодня застрахована в обязательном порядке, при совсем незначительных происшествиях по-прежнему актуален вариант «разобраться на месте». Наличный расчет между участниками позволяет значительно сэкономить время (не нужно оформлять происшествие в ГАИ, ездить в страховую компанию). Но опять же, данный вариант возможен лишь в том случае, если нет никакого намека на скрытые дефекты машины, возникшие при ДТП.
Действительно, определить, во сколько обойдется устранение мелкой вмятины или другого аналогичного повреждения не специалисту довольно сложно. Ведь все зависит не только от размеров дефекта, но и от места его расположения. Если оценивать элементы автомобиля, дешевле всего ремонт кузова автомобиля касается передних крыльев. Доступ к ним с обратной стороны достаточно прост (нужно лишь открутить локер), да и сами они крепятся на болтах, а не приварены к силовому каркасу. Сложнее, если деталь имеет усилители (как, например, капот). Выправить вмятину традиционным способом может оказаться проблематично — усилитель иногда не позволяет подобраться инструментом.
Конечно, в арсенале жестянщиков есть специальные приспособления для таких случаев, как, например, обратный молоток, позволяющий вытягивать вмятину за приваренный к деформированному металлу стержень. Но чем сложнее работа, тем дороже она обойдется клиенту.
Ремонт вмятины на капоте или двери автомобиля обойдется в два раза дороже по сравнению с устранением того же дефекта на переднем крыле.
Еще хуже, если повреждено заднее крыло, которое на современных автомобилях представляет собой одно целое с крышей. Добраться до обратной стороны детали здесь уже не так просто: придется разбирать обшивку салона, то есть тратить дополнительное время на арматурные работы. Вполне вероятно, что при этом также будут выявлены возникшие при ДТП скрытые повреждения каркаса. В этом случае ремонт кузова автомобиля будет дороже.
Поэтому, при определении стоимости работ по отношению к такому ремонту крыла здесь уже целесообразно использовать коэффициент повышения цены не менее трех. При деформации задних крыльев автомобиля в большинстве случаев дефекты получают и задние колесные арки, ремонт которых представляет собой определенные трудности.
Весьма непрост и ремонт порогов, которые представляют собой металлический короб. Они редко страдают при авариях, но раз уж зашел разговор о сложности ремонта, уделим внимание и этому элементу. Выправить обширную вмятину на пороге проблематично опять таки по причине плохого доступа. Эти скрытые при ДТП повреждения можно выявить лишь тщательным осмотром.
В отдельных случаях для качественного восстановления приходится «расшивать» короб или вырезать его фрагмент, после чего вваривать новый. Разумеется, расходы в этом случае будут сильно отличаться от затрат на ремонт крыла. Есть более простой способ — откорректировать форму толстым слоем шпатлевки. Разумеется, такой ремонт достоин лишь гаражного сервиса.
Как найти скрытые повреждения, полученные при ДТП
Следует помнить, что видимые повреждения — это иногда далеко не единственные дефекты, возникшие в результате ДТП. Возьмем, к примеру, передний бампер. Во-первых, обиходное понятие «бампер» на деле гораздо сложнее, чем кажется. То, что многие привыкли подразумевать под этим определением, состоит из накладки бампера (окрашенный пластик), сотового наполнителя (он незаметен снаружи и выполняет роль демпфера), усилителя (его назначение понятно из названия), различного крепежа. Под бампером или крылом могут быть упрятаны электронные блоки, бачок омывателя и другие важные элементы.
Таким образом, незначительное повреждение пластика может вызвать необходимость менять не только накладку бампера, но и наполнитель или, к примеру, бачок. Это становится сюрпризом для тех, кто примерно определил стоимость ремонта на глазок, сложив цену новой накладки с затратами на ее окраску и установку. Такие же неожиданности могут произойти и при повреждении дверей!
Небольшая вмятина станет причиной деформации и отказа в работе стеклоподъемника или направляющих стекла.
В передней части автомобиля, под крыльями и бампером, могут находиться важные элементы различных систем. Их легко повредить даже в результате несильного удара. Так, экземпляру, представленному на вышеприведенном фото, явно придется менять бачок омывателя, и это еще не самое страшное. Хуже, если от ДТП появились скрытые от глаз изгибы силовых элементов каркаса, а также дефекты радиаторов двигателя или кондиционера.
В последнее время производители все активнее используют пластиковые передние крылья. Их ремонт возможен лишь при крохотных дефектах (в основном трещинах) — чаще приходится покупать новое. Зато под разбитым пластиком хорошо видны все повреждения.
Вмятины на двери довольно коварны. Во-первых, задняя панель двери может сильно осложнить доступ к дефекту с обратной стороны для его исправления. Во-вторых, вмятины часто становятся причиной поломки механизма стеклоподъемника или направляющей стекла. К стоимости ремонта двери в этом случае добавится стоимость вышедшей из строя детали и работ по ее установке. Владелец автомобиля иногда просто не знает его конструкции. В этой связи возможны сюрпризы, зачастую не совсем приятные. К примеру, то, что вы привыкли называть бампером, на самом деле не что иное, как пластиковая накладка (собственно, так она и называется в перечне запчастей).
Ремонт кузова автомобиля: что под бампером?
Если снять бампер, то можно видеть усилитель бампера (металлический профиль) и различные крепежные панели. К тому же под накладкой во многих автомобилях (кроме разве что бюджетных) находится сотовый наполнитель для лучшей амортизации несильных ударов.
Видимая снаружи трещина или вмятина на бампере может подсказать о возможных скрытых при ДТП повреждениях еще ряда элементов.
Если при аварии повреждены навесные кузовные элементы, отремонтировать автомобиль можно практически в любом техцентре, предлагающем «жестянку» и «малярку». Но при сильных ударах при ДТП страдает и геометрия кузова, из-за чего также возникают скрытые повреждения. В этом случае вернуть его к исходному виду можно, лишь используя стапель. Ремонт кузова автомобиля и контроль его геометрии обычно проводят специальной системой замера положения ряда отмеченных в документации точек.
При покупке автомобиля оценить геометрию кузова в первом приближении можно на стенде регулировки углов развала-схождения с замкнутым контуром, поскольку она неразрывно связана и с геометрией подвески. Существует немало способов распознать, был ли когда-либо автомобиль в кузовном ремонте. Один из самых надежных — с помощью прибора, измеряющего толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП). Кстати, с их помощью также можно искать скрытые повреждения при ДТП.
Подобные приборы бывают двух видов: любительские и профессиональные. Разница в цене и точности измерений. Суть в том, что технологии окраски автомобиля на производстве позволяет добиться одинаковой толщины ЛКП по всему кузову. Но при ремонте же участки (детали) красят вручную, к тому же активно используют шпатлевку, поэтому толщина не только отличается от заводской, но и разнится по площади одной детали.