- Вилка и пусковой ток стартерной батареи
- Чем измеряли пусковой ток аккумулятора
- Сколько аккумуляторов было в тесте
- Какой ток измерил анализатор Bosch BAT 115
- Замеры пускового тока прибором China TA-55066
- Какой пусковой ток у АКБ по данным DHC BT-002
- Какой пусковой ток аккумулятора измерил Berkut
- Выводы по тесту анализаторов батарей
Вилка и пусковой ток стартерной батареи
При покупке автомобильной батареи (АКБ) в магазине его в присутствии покупателя чаще всего проверяют с помощью так называемой вилки (фото ниже). Однако такое «вилочное» тестирование ничего не говорит о том, обеспечит ли источник бортового питания пусковой ток (ТХП), заявленный на этикетке. Вилка попросту меряет напряжение батареи под нагрузкой. А вот чтобы быстро узнать, какой пусковой ток способны выдать пластины автомобильного аккумулятора, потребуются уже более навороченные аппараты — специальные анализаторы батарей.
В этой статье наш эксперт как раз делится результатами испытаний четырех таких измерительно-диагностических приборов. Они специально предназначены для экспресс-оценки состояния стартерных АКБ. Перечень параметров, исследуемых такими гаджетами, как правило, включает и оценку пускового тока. Правда, эти устройства изначально не рассчитаны на пропускание через себя мощных стартерных токов. Поэтому, то величину ТХП они лишь просчитывают.
Чем измеряли пусковой ток аккумулятора
Расчет пускового тока делается путем оценки и сопоставления таких параметров, как внутреннее сопротивление батареи и напряжение на ее полюсных выводах. Правда, подобные замеры обычно делаются при комнатной температуре, тогда как по ГОСТу температура батареи должна быть минус 18°С. Нынешний тест как раз и ставил своей целью выяснить, насколько отличаются реальные значения пусковых токов, измеренные анализаторами у замороженных, а также у теплых аккумуляторов.
Всего для контрольных испытаний было закуплено четыре изделия. Три из них – это профессиональные анализаторы батарей. В частности, это Bosch BTA-115 (Германия), оснащенный принтером, а еще два «китайца». Первый — BT-002 марки DHC. Второй — TA-55066 бренда China, также имеющий термопечать результатов замеров. Четвертый аппарат — российская мульти-функциональная «зарядка» Berkut BСА-10. Она оснащена встроенным электронным модулем, позволяющим проводить оценку состояния АКБ.
Сколько аккумуляторов было в тесте
В процессе исследований экспертами использовались сразу четыре однотипных батареи бренда Dimaxx емкостью 65 А*ч. Какой конкретно пусковой ток был у каждого аккумулятора – это эксперты выяснили еще раньше на специальном стенде. Он у всех АКБ составил 550 A. Выбор конкретно этих аккумуляторов был обусловлен тем, что они демонстрируют при испытаниях стабильные значения заявленного пускового тока.
Все упомянутые АКБ перед началом тестирования заряжались до 100% своей емкости. Затем один аккумулятор был на сутки заморожен при температуре минус 13-15°С. После чего у него каждым из приборов поочередно, через определенный интервал, замерили пусковой ток и внутреннее сопротивление. Аналогичные параметры были измерены и на трех других АКБ, но уже при плюсовой температуре +25 С. Все результаты контрольных замеров пускового тока и описания к каждому из проверенных гаджетов приводятся ниже.
Какой ток измерил анализатор Bosch BAT 115
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Германия
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 10
Стандарт по оценке ТХП – CCA, JIS, EN, DIN, SAE, IEC, EN2
Пасп. погрешность измерений, % – 5
Прибор BAT 115 от Bosch – профессиональный переносной тестер с автономным питанием. Аппарат разработан для экспресс-тестирования батарей различных типов с напряжением 6 и 12 вольт. Предназначен и для проверки стартерных систем с рабочим напряжением 12/24 вольт у автомобилей, мотоциклов и водного транспорта. Батареи с его помощью можно проверять как непосредственно на машине, так и в отключенном от бортовой сети состоянии.
Как уже отмечалось выше, прибор имеет встроенный принтер. При проверке замороженной АКБ в одном из циклов измерений немецкий анализатор показал наименьшее (2%) отклонение от заявленного норматива ТХП. В ходе замеров пускового тока у теплых батарей разброс показаний оказался намного больше – на уровне почти 8%.
Замеры пускового тока прибором China TA-55066
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Китай
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 9
Стандарт по оценке ТХП – CCA, JIS, EN, DIN, SAE, IEC
Пасп. погрешность измерений, % – 5
Это еще один профессиональный компактный анализатор батарей с независимым питанием. Аппарат оснащенн встроенным термопринтером. Устройство ориентировано на работу только с 12-вольтовыми мото- и автомобильными аккумуляторами разных модификаций. Как и «бошевский» аналог, данный прибор можно использовать для экспресс-оценки пускового тока АКБ. А также для его превентивной диагностики и проверки генератора и бортового питания автомобиля.
Помогая выяснить, какой пусковой ток будет у каждого контрольного аккумулятора, этот китайский анализатор показал примерно близкие (на уровне 8-9%) значения погрешности при измерении ТХП. Причем зафиксировал эти данные как у замороженной АКБ, так и у трех нагретых (до комнатной температуры) батарей.
Какой пусковой ток у АКБ по данным DHC BT-002
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Китай
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 8
Стандарт по оценке ТХП – DIN, EN, SAE, IEC
Пасп. погрешность измерений, % – 5
Китайский прибор BT-002 марки DHС на российском рынке присутствует уже более десятка лет. Неудивительно, что данный аппарат (как, впрочем, и его многочисленные клоны) часто можно встретить на прилавках автомагазинов и у специалистов технических центров. Устройство привлекает своей универсальностью, компактностью и более-менее относительной погрешностью в оценке исследуемых параметров. Правда, при тестировании этого аппарата по оценке ССА на холодном АКБ погрешность оказалось едва ли не самой большой среди прочих образцов (см. сводную таблицу). В ходе тестирования трех «теплых» батарей погрешность оказалось заметно лучше. Тут она вдвое ниже, хотя и превысила паспортное значение.
Какой пусковой ток аккумулятора измерил Berkut
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Россия
Тип прибора – многофункциональное ЗУ
Число исследуемых параметров – 7
Стандарт по оценке ТХП – EN
Пасп. погрешность измерений, % – 10
Российское мультифункциональное зарядное устройство BСА-10 – это очередная новинка бренда Berkut. На рынке появилась как раз к осенне-зимнему сезону 2021-го года. В числе важных особенностей, принципиально выделяющих данный образец на фоне многочисленных аналогов, являются функции тестирования автомобильных батарей. Благодаря им с помощью BСА-10 можно быстро провести полноценную оценку состояния АКБ. Тест проводится с определением степени ее заряженности, внутреннего сопротивления и максимального пускового тока. От предыдущих версий аппарат отличается тем, что измеряет ССА в привязке к наиболее распространенному стандарту EN. В ходе теста «беркут» продемонстрировал достойные результаты (см. сводную таблицу) по практической оценке пускового тока. Они сопоставимы по точности с данными, показанными куда более дорогими образцами
Выводы по тесту анализаторов батарей
Давайте попробуем сделать выводы из теста. Итак, как свидетельствуют результаты, ответить на вопрос: какой пусковой ток у того или иного стартерного аккумулятора и точно ли соответствует заявленному значению — узнать удалось лишь примерно.
Все проверенные анализаторы теста, включая профессиональные модели, дают свой, отличный от других, приблизительный ответ на поставленный вопрос (см. видео). Такие заметные различия, по мнению экспертов, связаны с тем, что в каждом из исследуемых приборов используются свои фирменные алгоритмы расчета пускового тока у стартерной батареи. Важно отметить, что даже у некоторых гораздо более дорогих профессиональных аппаратов, оснащенных термопринтерами, точность определения пускового тока аккумулятора тоже хромает.
Иногда она оказывается ниже, чем у более доступных по цене зарядных устройств комбинированного типа. Например, проверенного нами BСА-10. И, если вы ставите перед собой задачу самостоятельно контролировать состояние стартерного аккумулятора и автомобильного генератора, то при выборе тестера следует обязательно учитывать данный факт.