Низкая эффективность каталитического нейтрализатора

Мастера по ремонту автомобильных двигателей часто оперируют таким понятием, как низкая эффективность каталитического нейтрализатора. Чем она обусловлена?

Ресурс каталитического нейтрализатора

Каталитический конвертер или нейтрализатор встраивается в автомобильную выхлопную систему. Цель — снизить уровень поступления в атмосферу токсинов и вредных веществ, содержащихся в отработавших газах. Как и любой механизм, его ресурс ограничен определенными временными рамками или нормой выработки. Однако из-за определенных нюансов дефекты в нем могут быть выявлены и раньше. Поэтому низкая эффективность каталитического нейтрализатора, которую мастера со временем фиксируют при осмотре машины, дело вполне обычное.

Низкая эффективность каталитического нейтрализатора и чем она вызвана

Едва в системе автомобиля можно встретить устройство, выполняющее более грязную работу, чем каталитический конвертер. Он очищает выхлопные газы от вредоносных элементов методом дополнительного окисления. В ходе процесса идет восстановление оксидов азота. Полученный благодаря этому кислород используют для окисления угарного газа и не догоревших до конца углеводородов. Таким образом, снижается количество попадающих в окружающую среду вредных примесей. Обычно, средний ресурс данного узла рассчитан примерно на 100 тысяч км пробега. Но бывают и неприятные исключения. Низкая эффективность каталитического нейтрализатора может быть зафиксирована и при меньшем пробеге.

Виноват мотор или все же водитель?

На неисправность элемента может указать повышенный расход топлива или тяжелый запуск двигателя в теплую погоду. Если мотор стал часто глохнуть, а в выхлопе произошли изменения — это тоже причина для беспокойства. Самой простой выход из ситуации — поменять катализатор. Однако это требует дополнительных финансовых вложений, потому имеет смысл попробовать почистить его. Но делать это нужно с большой аккуратностью и обязательным соблюдением мер безопасности.

Замена катализатора — это крайняя мера. Для начала надо попробовать восстановить его работоспособность.

Перед началом чистки следует убедиться, что внутренняя конструкция элемента не повреждена. Для этих целей необходимо осторожно постучать молотком или гаечным ключом по корпусу устройства. Если при постукивании ничего не гремит, можно начинать восстановительные работы. В противном случае катализатор подлежит замене.

Когда надо чистить лямбда-зонд

Кстати, низкая эффективность каталитического нейтрализатора нередко объясняется и плохой работой лямбда-зонда. Последнее также можно попробовать исправить с помощью чистки. Чистить нейтрализатор и кислородный датчик нужно специальными составами. Они, как правило, заливаются в топливный бак. При этом неважно, какой двигатель установлен на автомобиле. Составы применяются для чистки и указанных элементов, и всей выхлопной системы в целом.

Катализатор демонтируется и обрабатывается
Катализатор демонтируется и обрабатывается

При сильных загрязнениях допустимо использовать этанол или жидкость для чистки карбюратора. Катализатор демонтируется и обрабатывается одним из указанных составов. Затем нужно оставить устройство на 20 минут, чтобы дать жидкости въесться в загрязнения. Для большей эффективности лучше обмотать его пропитанными в этих составах тряпками. Разумеется, работу нужно проводить в защитной одежде, перчатках и очках, чтобы исключить попадание агрессивных химических веществ в глаза или на открытые участки кожи.

Вариант промывки керосином

По истечению нужного времени узел промывается. Если соты и сетка устройства не посветлели и не просвечиваются, процедура повторяется до нужного эффекта. В запущенных случаях рекомендуется опустить катализатор целиком в емкость с керосином или соляркой на ночь. После чего надо вновь повторить вышеуказанные процессы. Сложного тут ничего нет. Вполне вероятно, что после этого низкая эффективность каталитического нейтрализатора на какое-то время уйдет в прошлое.

Топливная присадка — предпочтительнее

Конечно, описанный выше способ очистки катализатора подходит только для владельцев гаражей — там можно долгое время держать снятые детали. К тому же он является и достаточно трудоемким. Очевидно, что у присадок в этом плане гораздо больше преимуществ. Особенно это касается составов нового поколения, оказывающих комплексное воздействие  на топливную систему автомобиля.

Присадка для чистки катализатора
Присадка для чистки катализатора

Наглядный пример – немецкий препарат Catalytic-System Clean марки Liqui Moly, созданный для очистки узлов катализатора бензинового двигателя. Продукт содержит специальный комплекс очищающих и ухаживающих компонентов. Они позволяют мягко и безопасно удалить сажу с деталей катализатора, системы впрыска и камеры сгорания.

На что еще способна автохимия

Благодаря этому состав легко справляется с образовавшимся  нагаром, смолами и другими загрязнениями. Необходимо отметить еще ряд важных свойств очистителя Catalytic-System Clean, подчеркивающих его универсальность. Так, обеспечивая оптимальное сгорание топлива, данная присадка постепенно восстанавливает исходную производительность двигателя.

Одновременно с этим она предотвращает образование новых отложений. Кроме того, она снижает расход топлива и уменьшает содержание вредных веществ в отработавших газах. Флакон с присадкой емкостью 300 мл рассчитан на 70 литров бензина. Добавлять ее в бак рекомендуется каждые 2000 км пробега.

Фото из открытых источников

Оцените статью
АвтоПарад - портал об автомобилях и не только
А у вас были проблемы с катализатором?