Какое напряжение нужно АКБ при заряде
В настоящее время для заряда АКБ применяют разные приборы. Наиболее популярны автоматические зарядные устройства (ЗУ). Есть также приборы с ручной установкой тока и напряжения. Как раз в отношении последних часто встают вопросы сомнений. О том, какое максимальное напряжение выставляют при заряде батарей. И можно ли делать заряд аккумулятора напряжением 16 В?
Такие сомнения понятны. Ведь одни автовладельцы машин утверждают одно. Например, что напряжение заряда не должно превышать величину 14,2 В. Другие говорят, что его значение может достигать 14,8-15 В. Ну, а самые «продвинутые» водители считают совсем иначе. Типа, что и этого мало! И заряжать АКБ надо под «напругой» не менее 16 Вольт. Дескать, если есть режим «16 В», его и надо использовать.
Как видим, мнения водителей по «зарядной» проблематике разнятся. Однако у производителей АКБ на этот счет давно выработаны четкие рекомендации.
Взять, к примеру, компанию TAB (Словения), одного из ведущих производителей автомобильных батарей. Эта фирма ежегодно поставляет в нашу страну сотни тысяч АКБ. Среди них особенно популярны батареи одноименного бренда TAB. Не менее популярны и аккумуляторы марки Topla.
Надо вывернуть пробки
Основная масса словенских батарей – это кальциевые (Ca/Ca) источники тока. Они имеют ряд преимуществ. В их числе — низкий уровень саморазряда и малые потери воды. Кроме того, это стойкость к коррозии и большие пусковые токи. Такие АКБ способны выдерживать большое количество циклов заряда/разряда. Благодаря этим качествам много словенских кальциевых АКБ выпускают в необслуживаемом варианте (с символами SMF). Это касается и батарей TAB и Topla. Так возможен ли заряд каждого такого аккумулятора напряжением 16 В?
Особенность SMF-аккумуляторов в наличии герметичной крышки с системой возврата конденсата. Поэтому при заряде, они не требуют проверки плотности электролита или долива воды. А вот в любой обслуживаемой батарее перед зарядом необходимо вывинчивать пробки из ее банок (фото выше). Это нужно для контроля плотности и объема электролита. Это одно из условий безопасности «зарядного» обслуживания таких АКБ.
К слову, безопасность при заряде АКБ должна всегда быть в центе внимания. Поскольку эта процедура сопровождается выделением газов, ее следует проводить в проветриваемом помещении и при плюсовой (примерно 20-25 градусов) температуре. Только в этом случае будут обеспечиваться оптимальные условия для качественного заряда батареи и эффективного восполнения ее емкости.
Какое ЗУ лучше выбрать для АКБ
Вернемся к вопросу о заряде АКБ. Какими же приборами следует заряжать автомобильные аккумуляторы? Очевидно, что в плане применимости предпочтительнее будут автоматические ЗУ (фото ниже). Несомненное удобство таких приборов в автономности
Автоматически ЗУ сами выбирают оптимальный режим заряда. И самостоятельно меняют напряжение и ток. Это зависит от того, насколько полно заряжена батарея.
Какое у них максимальное напряжение? Такие аппараты при заряде не превышают 14,8-15 В. Это также обусловлено требованиями безопасности. И заряд аккумулятора напряжением 16 В тут в принципе невозможен.
При применении «зарядок» с предустановкой тока и напряжения их значения надо выставлять вручную. Причем именно те, что рекомендованы производителем АКБ.
Так, для автомобильных стартерных батарей Topla и TAB напряжение не должно превышать 14,8 В, а зарядный ток – одной десятой емкости батареи.
Аккумулятор считается полностью заряженным, если напряжение на его клеммах составляет не менее 12,8 В (фото выше). Контролировать напряжение нужно не менее чем через 8-12 часов после отключения АКБ от зарядного устройства.
Теперь что касается применимости 16-вольтового напряжения. Заряд аккумулятора напряжением 16 В иногда применяется. Проводится он опытными специалистами. Но лишь как дополнение к основному заряду. И делается для некоторых типов АКБ.
Подобный «дозаряд» не стоит делать самому. Особенно для необслуживаемых батарей. Ведь под напряжением 16 В у батареи идет интенсивное газовыделение. А отследить этот процесс в SMF-аккумуляторах невозможно.
Фото из открытых интернет-источников