Зачем смазке нужен цинк
Специалисты по моторным маслам знают, что одним из важных показателей, характеризующих влияние смазки на износостойкость, является содержание в ней цинка. Спрашивается, зачем жидкой смазке нужен этот металл? Ведь она по сути своей снижает трение между стальными деталями? Так зачем же нужна оцинковка моторного масла?
Вникая в этот вопрос, надо понимать, что моторное масло — это не просто очищенная нефть или синтетика. Это сложный «коктейль», в который добавляют целый набор ингредиентов, именуемых присадками. Эти вещества улучшают свойства масла: помогают ему выдерживать экстремальные температуры, защищают детали двигателя от износа и предотвращают образование отложений. То есть присадки — это как специи в блюде: без них масло не справится со всеми задачами.
Одним из таких ключевых компонентов является диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP). Он уже несколько десятилетий остается незаменимой добавкой для моторных масел. С чем же это связано? Дело в том, что в двигателе металл трется о металл под огромным давлением и при высоких температурах. Вот тут и проявляются скрытые свойства цинка.
Оцинковка моторного масла как броня
Присадки ZDDP создают на поверхности металлических деталей тонкую, но прочную пленку, которая предотвращает прямой контакт стальных элементов. Это особенно важно для таких уязвимых частей двигателя, как распредвалы и кулачки. Когда детали начинают тереться друг о друга без должной защиты, они изнашиваются стремительно.
Оцинковка же моторного масла действует как броня. Она поглощает нагрузку и предотвращает повреждения. По сути, ZDDP — это долговременная защита, который спасает двигатель от ранней старости. Впрочем, цинк умеет гораздо больше, чем просто защищать металл. Он помогает бороться с окислением масла при высоких температурах. Окисление, напомним, приводит к образованию вредных отложений и потере свойств масла. Кроме того, цинк противодействует коррозии внутри двигателя, особенно при использовании топлива с высоким содержанием серы.
Улучшенные присадки с цинком
Как видим, оцинковка моторного масла — это жизненно важная для них технология. Важно отметить, что что сегодня производители смазок не только используют ZDDP в качестве базовой присадки, но и активно работают над улучшением ее свойств. Так, например, одним из первых модернизировал цинковые добавки и затем внедрил в свои продукты известный китайский бренд Lopal.
Химики из Поднебесной запатентовали технологию Hyper Zing. Она позволяет формировать на поверхности деталей мощный защитный слой, повышающий их износостойкость. В настоящее время данная технология успешно применяется при производстве полностью синтетических масел Lopal 1 с улучшенным пакетом присадок.
Эти лубриканты рекомендованы для моторов с системами регулировки фаз газораспределения, двигателей с прямым впрыском топлива и турбонаддувом. По оценкам экспертов, такие масла обладают не только отличной стойкостью к высокотемпературному окислению. Они не менее эффективно удаляют все виды масляного шлама в системе смазке. Тем самым создается комплексная защита двигателя даже в тяжелых условиях эксплуатации.
Фото из открытых интернет-источников